Польза рисования цветным песком.

В буддизме есть духовная практика - построение Мандалы.

Мандала - это буддийская модель Вселенной, обитель всех просветленных существ, которая сооружается из песка. Это удивительное по красоте и гармонии произведение буддийского искусства, составляемое по строгим канонам из мелко толченого мрамора, окрашенного в традиционные цвета.

По буддийской традиции мандала просветленного божества живет ровно столько, сколько длится сам ритуал.

Ее нельзя оставлять как экспонат, главное назначение мандалы - служить основой для медитационной практики. Разрушение мандалы является особым ритуалом, смысл которого - подчеркнуть один из важнейших постулатов буддизма - идею о непостоянстве всего сущего.

Еще Карл Густав Юнг (1875-1961) (швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии, последователь Фрейда) обращался к арттерапии, когда чувствовал необходимость в поддержке. Он рисовал мандалы, в том числе и на песке. Многие из психологов указывают, что именно так появилось одно из направлений арт-терапии — песочная терапия, которая так популярная сегодня

(в песочной терапии создаются миры в песочнице с помощью воды и различных фигурок).

Рисование песком - искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия, когда американский аниматор Кэролайн Лиф создала свой песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк».

Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства – искусству рисования песком.

А как метод арттерапии рисование песком стало использоваться только в наши дни. И пока что это большая редкость.

Рисование песком

• Дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, способствует расслаблению и снятию напряжения. Это возможность мягко прикоснуться к своему бессознательному, исследовать самые разные грани проявления своего Я.

• Метод помогает войти в контакт со своими чувствами. А иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимыми.

• Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу

и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества. А главное, ощутить себя автором не только данного произведения, но и автором своей жизни. Высвобождается внутренняя энергия, приходит осознание того, что я хочу делать и как.

• В этом арттерапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост.

Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации и самоактуализации личности, а также повышению самооценки, уверенности в себе.

• Внутренние конфликты и переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем вербально. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры

и рационализации, что ускоряет положительные изменения личности. К тому же, при переводе бессознательного в видимую и ощутимую форму, появляется реальный творческий продукт, который

не может отрицать сознание человека (это уже не что-то невидимое, неосязаемое).

• Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате исследования и осознания своих скрытых умений, творческого потенциала.

ПРЕИМУЩЕСТВО процесса рисования песком перед другими формами арт-терапии в том, что:

• Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал необыкновенно приятен.

• Рисование песком дает возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения

без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь – все время развивающуюся и изменяющуюся. Я думаю, что похоже и на внутреннюю жизнь человека.

• Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания.

А работая с песком под музыку задействованы одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет воспринять этот мир непосредственно, вчувствоваться в него. Чего очень не хватает

в нашей социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения. На мой взгляд, это близко

к медитативным техникам.

• Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей

(потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг) и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается чувствительность рук. А также для людей, работающих за компьютером.

• Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует и внутреннему центрированию.

• А парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию.

 

Оксана Михайлова, художник, психолог, арт-терапевт,

 автор и  руководитель  Студии арт-терапии "Рисуем песком"

г. Санкт-Петербург,

Действующий член Российской Арт-терапевтической ассоциации.

http://рисуемпеском.рф
http://vk.com/club6018967